Поиск по этому блогу

ИНТЕРАКТИВ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В МЕТОДИКЕ PR-ДИСЦИПЛИН

Картинки по запросу интерактивные картинкиНасколько вспоминается обучавшая нас в советском вузе методика, наилучшим методом, буквально культивировавшимся преподавателями всегда была игра. Нас, студентов, тогда просто восхищала искренность того восторга, с которым профессура преклонялась перед игрой, как методом обязательной активации учащихся. Привлечение аудитории на уровне интереса, включение ее в часто сменяемую деятельность, привитие навыка вхождения в ситуацию либо в позицию партнера, – все эти коммуникативные качества и умения фактически воспевались на аудиторных занятиях педагогического факультета.
В целом то, что сегодня обозначается в современной методике в качестве «интерактивных приемов» тоже имело место в советской педагогике. Оно, возможно, было не столь обширно и разнообразно, но тоже культивировалось. И потому сегодняшний уровень развития интерактивных методов можно уверено обозначить как прогресс, что позволяет удовлетвориться и обязывает к дальнейшим методическим модификациям. Именно это и располагает нас к рассмотрению некоторых из преподаваемых в технологическом вузе PR-дисциплин («Теория и практика массовой информации») на предмет сопровождения их интерактивом и с учетом регионального компонента, распространенного в «Майкопском государственном технологическом университете». С помощью такого комплекса интерактивных методов возможно ознакомление и углубление студентов в понятийный аппарат дисциплины, познание ее составляющих, как то: современные подходы к классификации средств массовой информации; историю и современную практику массовой коммуникации и различные ее средства, виды и формы, различные жанры деятельности средств массовой информации и др.
Одной из центральных конфигураций общения, продуктивным способом заключения в ходе спора и одновременно самобытным путем постижения мира всегда являлась и является дискуссия, которая предполагает рассуждение по поводу некоей задачи либо комплекса объединенных задач сведущими фигурами в стремлении добиться устраивающего всех итога. Возможно проведение дискуссии по следующим, проблематичным как для жителей страны, так и для жителей республики Адыгея, вопросам: по региональному (РА и г. Майкоп) компоненту темы «Профессионально-этические нормы журналистики», по региональному (Северный Кавказ и РА) компоненту темы «Проблемы журналистской практики» либо по более общей теме «Качество применения технических средств массовой информации в РФ». Обсуждение таких проблемных вопросов способствует необходимому постижению студентами следующих тематических аспектов: роль и место средств массовой информации в организации ПР-деятельности; правовые и организационные основы деятельности различных СМИ; их техническое особенности и т.д. Преследуя необходимость сокращения затраченного участниками периода (получаса), обязательной формой ответов должна выступать ПОПС-формула, включающая стадии: П-позицию (говорящий растолковывает собственное  мнение, в частности, «Я считаю, что журналистская практика на Северном Кавказе не столь демократична и свободна, какой может быть в других регионах»); О-обоснование («Поскольку проживающие на Кавказе скованы многочисленными ограничениями национальных менталитетов»); П-пример («Я способен удостоверить это посредством такого эпизода…»); С-следствие («Следовательно, могу утверждать, что аналогичные выводы необходимо учитывать при распределении редакционных заданий и их исполнителей»). В финале полемики оказалось провозглашено совокупное суждение, изъявляющее общую точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Кейс-метод (ситуативный). Он есть методика, которая применяет  воссоздание подлинных обстоятельств и нахождение ответов в ситуационных вопросах (в частности, экстремальных, критических, стандартных). Участникам поручают подвергнуть разбору определенную обстановку, рассмотреть сущность вопросов, сформулировать мыслимые версии ответа и предпочесть один из них. Ситуативность возможна в нашем случае при рассмотрении регионального (РА и Северный Кавказ) компонента тем «СМИ как предприятие» либо «Процесс монополизации прессы в РФ». Многочисленные эпизоды, контакты и их последствия, возникающие в течение рабочего дня в конкретном СМИ либо при оформлении в собственность того или иного СМИ в условиях российских ведомств, комитетов, отделов, – все это обильный ситуативный,  реальный источник возможной студенческой разработки. Необходимо сосредоточить упор на том, что ситуация способна располагать и иными ответами: «Жизнь богаче любой теории», что способствует формированию умения обеспечить соответствующее информационное, кадровое и коммерческое сопровождение различных направлений политической коммуникации.
Коллективные решения творческих задач, под которыми осознаются  поручения, призывающие участников не только к воссозданию  материала, а именно к творчеству, включающему отнюдь не единичные доступы. В роли творческого задания может выступить такое: «Произвести поиск, анализ и реферативную фиксацию информации по теме «Основные этапы развития региональной журналистики на Северном Кавказе» либо по региональному (РА и Северный Кавказ) компоненту темы «Законодательное обеспечение свободы слова и информации». Студенческий коллектив расчленяется на ряд небольших групп. Возникает занимающая конкретное, соответствующее пространство группа, стремящаяся к совместному, продуктивному и доброжелательному познанию и обсуждению проблемы. В ней назначаются спикер (лидер), оппозиция, эксперты, приступающие к решению. Проведение такой процедуры позволит родиться и утвердиться навыку осмысленного планирования и подготовки журналистских текстов в процессе практической деятельности в области связей с общественностью, оценки качества таких текстов.
Деловая игра. Копируются обстоятельства действительности, варьируются непосредственные характерные акты и эпизоды, моделируется подобающий имеющийся ход операций по региональному (Северный Кавказ) компоненту вопроса «Государственные дотации СМИ и их получение» либо по теме «Формы и методы работы пресс-служб республики Адыгея с общественными и политическими организациями». Корпоративный разбор проблемы, полемика между коллективами, оборона итогов, экспертный труд. 
Воспроизведение подлинных обстоятельств, непосредственных  характерных действий, моделирование подобающего трудового хода, формирование интерактивной вариации предполагает также метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций». Это возможно по региональному (РА) компоненту темы «Средства массовой коммуникации: печать, радио, ТВ, Интернет» либо по региональному (Северный Кавказ) компоненту вопроса «Информационные агентства», то есть по известным для жителя  учреждениям, деятельность которых является постоянной, стабильной и ежедневной, насыщенной многочисленными ситуациями и контактами, порой конфликтными, но неизменно активными, могущими быть смоделированными. На организационной стадии находятся: во-первых, группа из шести участников-журналистов, каковые оговариваются и настраиваются предварительно; во-вторых, группа из шести участников, каковые выступают  менеджерами; в-третьих, коллектив из шести активистов, каковые считаются фигурами, ожидающими прибыли (они дают деньги менеджерам за размещение рекламы, либо при заказе того или иного информационного материала). Итогом состоявшегося моделирования обязано оказаться совместное постановление согласия действующих лиц и их коллективов. 
Работа в малых группах является одной из наиболее распространенных, поскольку стратегия позволяет всем участникам быть услышанными и повлиять на результат. К примеру, если требуется произвести поиск, анализ и реферативную фиксацию информации по теме «Степень  распространения радио- и ТВ-средств в РФ» или по региональному компоненту этой исследовательской темы, либо по темам «История появления журналистики на Северном Кавказе», «Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности» или по региональному (РА) компоненту вопроса «Развитие массовой прессы в России» и т.д. В ходе изучения данной темы студенты должны освоить следующие понятия и категории. Информационным жанрам отводится наибольшая часть газетной площади и времени в эфире. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чем-то новом, а о сенсационном факте. Подбор и обработка материалов на конкретную тему в малой группе дает возможность отрабатывать новоприобретаемые умения взаимодействия, меж- персональной коммуникации, как то: качественно выслушивать, формировать совокупную позицию, аннулировать появляющиеся расхождения.
Ролевая игра являет собой инсценировку эпизода с заблаговременно разделенными образами на предмет раскрытия установленной манерной либо экспансивной стороны злободневных условий. К этому расположены обильные образами и персонажами, нравами и характерами темы «Крупнейшие собственники СМИ в государствах Европы и Азии», «Информационное общество, его инфраструктура и глобализация». Инсценировка по первой из них расположена к организации с различными группами участников, но при аналогичных зрителях, которые имеют право сопоставить, кто исполнил роль хорошо, какие изъяны приходятся на всех. С точки зрения теории и практики массовой информации можно рассматри¬вать четыре вида инфраструктуры: компьютерную, информационную, интернетовскую,  социальную.
Также весьма распространенными являются такие интерактивные методы, как «Мозговой штурм», «Мини-лекция», «Презентация», «Просмотр и обсуждение видеофильмов», «Интервью», «Обратная связь», «Лекция с заранее объявленными ошибками», «Разминка», «Тренинг» и др., но мы предпочли именно те, которые предполагают коллективные (обязательные в студенческой группе) действия. Групповые задания способствуют формированию умений, навыков стремительно и активно находить выходы, принимать  ответственность, контактировать с прочими и регулировать спорные обстоятельства.

Опубл.: Хуако Ф.Н. Интерактив и его... // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного развития региона». – Майкоп: ИП Кучеренко, 2014. – 80 с. – С. 61-65.